Blog

Интервью для газеты «Дальневосточный Комсомольск». Взрослеем вместе?

Интервью для газеты «Дальневосточный Комсомольск». Взрослеем вместе?

Интервью давали Бажина М.Е. и Зенина М.А.

Решившись делать ремонт своими силами, изучаешь технологию, особенности материалов, необходимые инструменты.

Воспитание детей можно представить, как череду строительно-ремонтных работ, проводимых в семейном гнезде. Вот только часто этот процесс пускается на самотек

Психологи-консультанты, работающие с проблемами детско-родительских отношений Марина Евгеньевна Бажина и Маргарита Алексеевна Зенина расскажут, как в современных условиях не потерять контакт с собственным чадом и адаптироваться к новым этапам его взросления.

— Подскажите, с какими типовыми запросами родители обращаются к вам наиболее часто?

— Если не брать частные случаи (а говорить об этом нам не позволит профессиональная этика), можно выделить группу обращений, связанных с переходом детей из одной возрастной группы в другую. Меняются их потребности, поведение, требования. Не всегда взрослые успевают перестроиться, отследить перемены, то есть «повзрослеть» вместе с ребенком, что часто оборачивается конфликтными ситуациями в семье.

Дошкольники

— Любой психолог знает, что до пяти лет психологические проблемы ребенка необходимо решать, прежде всего, через родителей. В этом возрасте сильно «слияние» ребенка с родителями, и поведение малыша часто «зеркалит» ситуацию в семье или душевное состояние кого-то из ее членов. Поэтому, если ребенок вдруг стал неуправляемым, капризным, агрессивным, причину перемен стоит искать во взаимоотношениях взрослых: это конфликты между родителями/развод, неприятности на работе, смерть близких и прочие переживания — дети все это «считывают». А с помощью эмоций пытаются передать нам информацию о происходящем внутри них. Это возраст адаптации ребенка к родителям.

В дошкольный период часто еще обращаются с жалобами на страхи и фобии. Здесь необходимо разбираться с причинами их возникновения. Те или иные страхи присутствуют в любом возрасте, — ведь ребенок постигает неизвестный ему мир. Другое дело, как ребенок их проживает. Страхов меньше или они быстрее проходят, если родители не ведут «войну» с упрямством (под маской которого часто скрывается стремление к самостоятельности), развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «Я», если сами они уверены в себе и способны помочь ребенку в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Младший школьный возраст

Для тех ребятишек, кто перешел из садовской среды в школу, на передний план выходят проблемы с нарушением адаптации в новых условиях. Не все выпускники дошкольных учреждений способны быстро перестроиться на новый режим. Многие родители сталкиваются с нарушением внимания, агрессивностью, конфликтностью ребенка. Возросший информационный поток, требования усидчивости, концентрации, дисциплины на некоторых детей действуют травмирующе. В этот момент возможно появление неврозов, страхов, быстрая утомляемость, тревожность. Появляются переживания, связанные с соответствием коллективным нормам и правилам, а с ними комплексы и чувство вины при мнимых или реальных отклонениях. Формируются чувство долга, ответственности, самоорганизация, самостоятельность.

Некоторые родители в этот период бросаются в крайности: от предоставления полной свободы действий, до абсолютного контроля и ужесточения требований. Здесь важна «золотая» середина.

Важно не торопиться отдавать ребенка в школу, если его психика не готова к этому серьезному этапу. Существуют специальные методики, помогающие определить степень готовности к школе.

Младший подростковый возраст

Еще одним периодом, когда наблюдается всплеск обращений от родителей — это переход из начальной школы в среднее звено системы образования. Возрастающая нагрузка, смена кабинетов, новые учителя, у каждого из которых свои собственные требования, часто становятся сильным стрессом для пятиклашек. Может упасть успеваемость, повыситься тревожность и конфликтность. В этом возрасте вновь начинают остро заявлять о себе проблемы с коммуникацией в коллективе, меняются авторитетные лица (часто их роль занимают сверстники). Появляются первые гормональные изменения, которые тоже могут повлечь перемены в поведении ребенка.

Часто родители обращаются с жалобами на отсутствие инициативы, нежелание учиться, чрезмерное увлечение компьютерными играми, агрессивность, нетерпимость. Причины такого поведения разные, как и способы его корректировки. Общие рекомендации для родителей — набраться терпения, выработать единую линию поведения для всех членов семьи (нельзя, чтобы один разрешал, а другой запрещал — система запретов должна быть четкая). Стараться сохранить контакт, близкие, доверительные отношения. Если потерять контакт на этом этапе, то следующий, подростковый этап может стать очень болезненным для детей и родителей.

До десяти лет ребенок практически во всем соглашается с родителями и это так привычно и приятно. И тут вдруг у него появляется свое мнение, свои взгляды и ценности, появляется потребность в других авторитетах.

Бунт — это способ показать свое «Я». В этот момент родителям необходимо понять, чего они хотят? Чтобы их ребенок сформировался как личность, влился в общество со своей позицией или остался безвольным, ведомым, с задавленными проявлениями своих чувств и желаний?

Если выбираете первое, то здесь не обойтись без качественной перестройки взаимоотношений. Придется спускаться с монаршего пьедестала, проявлять гибкость, прислушиваться к мнению и чувствам взрослеющего человека. Необходимо остановиться, всмотреться, вслушаться, увидеть процесс формирования взрослости. Позиция обвинителя разрушает становление личности. Необходимо проявить искренний интерес к увлечениям, понять, что же его привлекает в той или иной деятельности. Может быть, ненавязчиво переориентировать на другой круг общения, вид творчества.

Зачастую же общение родителей с детьми сводится к сценарию:

— Ты кушал? Уроки сделал? Посуду помыл? Портфель сложил? Ложись спать.

Все, родительский долг исполнен. Что творится в душе у ребенка остается за кадром.

Подростки

Самый пугающий для родителей период — подростковый. Но непростой он и для ребенка. В этот время усугубляется внутренний конфликт, разногласия с родителями, со сверстниками.

Подросток ищет свое место в окружающем мире. Но в то же время со стороны родителей и школы начинается давление в вопросе профориентации, на который он не всегда готов дать ответ. В подростке борются две потребности — быть признанным обществом и желание самовыражения, быть не таким, как все.

Появляется интерес к противоположному полу, а с ним и комплексы, неуверенность в себе, во внешности. Меняется тело, гормональные сбои приводят к эмоциональной нестабильности. Родителям необходимо быть очень аккуратными к чувствам подростка, когда на горизонте появляется объект первой влюбленности. Нельзя говорить прямо, если вам не нравится новый друг или подруга вашего ребенка. Этим вы только добьетесь обратного эффекта — влюбленность усилится, а за советом он обратится не к вам, а к сверстникам. Пригласите домой, познакомьтесь, поймите, что это за человек.

В этом возрасте крайне опасны подростковые депрессии. К сожалению, возраст суицидальных попыток «молодеет». Даже если подросток просто хоть раз сказал об этом («лучше бы ты меня не рожала», «зачем я живу?») — это сигнал, что ему нужна помощь.

Пожалуйста, не игнорируйте такие сигналы. В любой ситуации, даже самой пугающей, ребенок должен ощущать вашу поддержку. Станьте ему товарищем, а не судьей. Вспомните себя в этом возрасте, свою неуверенность, чувства. Здесь, правда, может подстерегать психологическая ловушка — ребенок не обязан быть таким, каким были вы в его возрасте. Он — это не вы.

Как вернуть контакт

В работе с детьми и родителями мы убедились в эффективности игровых методик, арт-терапии, сказкотерапии. Это мягкие способы диагностики и терапии позволяют получать хорошие результаты в любом возрасте. К примеру, очень эффективен метод песочной терапии. Просто наблюдая, как выполняют задание родитель и ребенок, можно сделать выводы, как они общаются каждый день. По тому, как ребенок выстраивает сюжет, можно определить его внутреннее состояние, степень доверия к внешнему миру. Хорошо зарекомендовал себя метод сказкотерапии. Многие эти методики родители могут применять дома. Дети обычно хорошо отзываются на сотворчество с родителями, хотя для некоторых это может быть в начале крайне непривычно.

Дать универсальный совет невозможно. Каждый случай уникален, но в любой из вышеперечисленных возрастных групп, несмотря на разные причины возникновения проблем, есть одна общая тенденция. Если в семье налажены хорошие партнерские взаимоотношения между всеми ее членами, переход ребенка из одной возрастной группы в другую происходит менее болезненно. Зависит это все же в большей мере от взрослых, которым должно хватать гибкости и умения «взрослеть» вместе со своим ребенком, принимать новые уровни становления его личности.

Часто взрослый человек действует бессознательно, автоматически повторяя сценарий отношений, принятый когда-то в его семье, при этом, забывая, как возможно сам страдал от этого в детстве, либо, объясняя свои поступки любовью к ребенку, не осознает, что может навредить.

Поэтому, в проблемах детско-родительских отношений, в первую очередь, нужна поддержка родителям, чтобы они могли выработать более осознанную линию поведения по отношению к своему ребенку.

Беседовала журналист газеты «Дальневосточный Комсомольск» 

 Наталья ВОРОНИНА