Агрессия не является, каким- то абсолютным злом.

Агрессия дана нам природой как такой защитный механизм, который нас оберегает и защищает. Но при этом, если ребенок начинает проявлять ее в непривычных обстоятельствах или слишком часто или бурно, это такой сигнал о том, что у ребенка не все в порядке в его внутренней жизни. У него есть какая-то сложность или проблема, или что-то он не понимает и таким образом с помощью агрессии он сигнализирует родителям и окружающим о том, что он нуждается в помощи.

Почему агрессия может возникать? Каковы причины ее возникновения?

Причин может быть много, но мы остановимся на основных, с которыми чаще всего приходят родители. При этом же, у ребенка может быть совсем особая причина (не из тех, о которых пойдет речь в  статье), по которой он проявляет свою агрессию:

  1. Первая причина, которая часто забывается врачами, педагогами, родителями – что причина агрессии может иметь в своей основе какие-то соматические проблемы у ребенка. Дело в том, что природой так устроено, что созревание нервной системы начинается во внутриутробном периоде, когда ребеночек еще не родился и продолжается после рождения ребенка, практически до взрослого возраста. И есть еще такой феномен, как неравномерность созревания нервной системы, т.е. вся нервная система в общем-то созревает не равномерно. И очень часто, те зоны коры головного мозга, которые отвечают за самоконтроль, за саморегуляцию-они созревают немного позже, чем у других детей. И ребенок продолжает демонстрировать какие-то агрессивные реакции там, где уже вроде бы должен вести себя по взрослому и спокойно. И надо понимать, что если причина агрессии как раз лежит вот в этой недозрелости  зоны, отвечающей за саморегуляцию, то бесполезно ребенку что-то объяснять, как нужно себя вести, бесполезно его наказывать, бесполезно ставить его в какие-то рамки. Нужно относиться к этому с пониманием, где-то мягко корректировать. Но постараться не вогнать его в жесткие рамки, что он все время плохой. Если он физически себя просто не может сдержать в некоторые моменты и проявляет эту агрессию, то заставить его вы тоже не сможете. У него просто не сформированы те механизмы, которые отвечают за саморегуляцию, саморегуляцию своей агрессии, за регуляцию своей эмоциональности. Тут, конечно, нужно опираться на консультации у психолога, консультации у неврологов и невропатологов. Обычно, вот эти проблемы замечаются родителями в раннем возрасте, но бывает такое, что и взрослый ребенок это проявляет. И у него не дозрели те части, которые отвечают за саморегуляцию. Надо понимать, что это не патология, это вариант нормы. И относиться к этому спокойно.
  2. Очень часто это реакция на какое-то травматическое событие, которое произошло в жизни ребенка. При чем, внешне для родителей это может не выглядеть травматическим событием, но ребенок очень глубоко переживает, то, что произошло. Какой-то резкий испуг, какое-то событие, нарушившее его обычный уклад, и ребенок начинает прорабатывать эту внутреннюю травму тем, что пытается защититься, Защищается он с помощью агрессии. И это тоже нужно отслеживать, что происходит с ребенком, почему он резко изменил свое поведение, почему он начал проявлять агрессию? Не было ли каких-то событий, которые могли спровоцировать его на это? Доказано, например, что у жертв сексуального насилия агрессивность очень резко повышается и очень резко меняется поведение – очень даже спокойные дети, абсолютно не агрессивные, начинают очень ярко ее проявлять. Травматическое событие, на самом деле, может быть любым: напугала собака — резко выскочила, споткнулся и упал неожиданно, кто — то резко закричал над ухом. Детская психика очень гибкая и очень ранимая, любое событие, которое нам взрослым кажется не значительным, оно может очень сильно повлиять на его состояние и нанести какую – то психологическую травму.
  3. Так же, причиной того, что ребенок, как следствие проявляет агрессию, может быть отсутствие единства в воспитании родителей и ближайших родственников. Это когда мама и папа пытаются воспитать ребенка по разному. Разными способами и иногда давая разные и совершенно противоречивые послания. Например, мама дает послание, что нельзя злиться, «ты должен находить общий язык с людьми, решать свои конфликты при помощи слов». А папа в это же время, дает послание: «раз ты мальчик, будь мужиком и решай свои проблемы по взрослому – кулаками». И вот этот вот конфликт в ребенке нарастает и он эту агрессивность начинает проявлять везде, где даже не самая подходящая ситуация для этого. Начинает ее проявлять на родителей, например, даже на маму, на папу.  Иногда бывает конфликт в линии воспитания не только у родителей, но и родитель и бабушки, дедушки. Потому что у бабушек и дедушек одно представление как нужно воспитывать ребенка, у мамы и папы совсем другое. Вот этот конфликт линии воспитания дает ребенку ощущение, что мир на самом деле не очень устойчив, что «ко мне предъявляются разные требования, мне говорят абсолютно противоречивые и разные вещи» и чтобы с этим справиться ребенок начинает искать свой способ защиты – агрессию. Причем, в этом случае эта агрессия проявляется на родителей, на значимых взрослых. Конечно, это вызывает много тревоги и непонимания, что происходит с ребенком?! Вроде все благополучно, все прекрасно, но когда начинаешь разбираться в семейной истории и семейных взаимоотношениях, выясняется, что и между родителями может быть конфликт и между старшими родственниками и родителями может быть конфликт. И этот конфликт, таким образом, отражает поведение ребенка.
  4. Причина, про которую очень много сейчас говорят и педагогические работники и чиновники от образования, все, чья работа связана с детьми — это то, что информационный фон нашей жизни сейчас очень агрессивный. С экранов телевизоров, с компьютерных экранов льется очень много такой вот жестокости и жестоких посланий. И тут надо очень четко смотреть и фильтровать, чем ваш ребенок занят, когда смотрит телевизор. По возрасту ли те мультики, которые смотрит ребенок, сможет ли его психика справиться с тем посланием жестокости, которая может идти с экрана телевизора. Потому что есть еще такой феномен, сейчас очень много мультиков снимается с расчетом на взрослую аудиторию. Например, в аниме очень много направлений, которые рассчитаны на взрослую аудиторию, а не на детскую. И ребенок просто не может с этим справиться и адекватно оценить, действительно это можно использовать как способ общения с другими людьми или этот на самом деле способ не подходит. Потому, что он маленький, он не может адекватно, в некоторых моментах, оценивать правду ему говорят с экранов телевизоров или нет. То есть тут важно понимание того, что ребенок не совсем может справиться. Даже сели это очень ярко, красиво, занимательно и он сидит перед экраном, открыв рот, и не хочет оттуда никак отходить. И будет говорить, что это самый любимый его мультик. И иногда приходится проявлять такую вот авторитарность. Не всегда, но приходится.
  5. Часто причиной агрессивных проявлений у ребенка является агрессия родителей. Причем родители, как могут демонстрировать какое – то агрессивное поведение (часто вступать в конфликты с другими, как то нелестно высказываться, показывать какую – то косвенную агрессию по отношению к миру), так и родители могут проявлять агрессию и по отношению к ребенку. Как прямую – физическими наказаниями, так и косвенную – давая ему какое – то послание, что ты здесь не имеешь права голоса, ты здесь не так уж и важен, твоя жизнь не имеет какой – то ценности. Да, может это прямо не говорится, но косвенно какими – то уничижающими фразами, каким – то авторитаризмом очень сильным, очень сильным давлением. И вот это агрессивное поведение ребенком перенимается, как вообще единственный способ контакта с другими. И он начинает общаться при помощи драки. «Я сейчас подойду, Петю ударю, и это будет не акт выражения не приязни, а способ завязать разговор». Понятно, что Петя от этого не в восторге, особенно если он воспитывается по другим правилам.

Хочу поделиться одним способом, который довольно часто снимает уровень агрессивности у детей. Но хочу сразу оговориться, что он работает не всегда и не во всех случаях. Потому, что понятно, каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Введение, каких то семейных правил, которые не только проговариваются и обговариваются с детьми, но и записаны где – то, очень упрощает жизнь и родителям и детям. Но не ждите, что ребенок сразу же начнет выполнять эти правила, про них нужно какое – то время напоминать. «Пожалуйста, дорогой, ты следи за правилами. Помни, что у нас в семье принято так..». И каждый раз, когда ребенку удается себя сдержать, удается целый день соблюдать эти правила, сначала день, потом два, родители это сразу же должны отмечать, говорить «мы видим как ты стараешься, это так здорово, что у тебя это получается. Да, иногда, ты забываешь об этом правиле, но ты стараешься. И у тебя будет это получаться все лучше и лучше». Давать ребенку позитивное направление, мотивацию: если сейчас не получается, то в дальнейшем это будет все лучше и лучше и обязательно все получится. Потому что негативная мотивация, когда ругают и говорят «не надо так делать, ты плохой, ты плохо поступаешь», она очень часто не срабатывает. Лучше всего работает позитивная мотивация, когда отмечаются успехи, а не когда отмечаются не успехи и неудачи.

Хочется также затронуть тему наказания, как оно влияет на развитие агрессии у детей.  Что вы знаете о наказание?! Как это происходит у вас? или должно происходить?

Наказание в процессе воспитания, как инструмент.

Такая сложная тема, про нее очень мало написано в литературе. Постоянный вопрос нужно или не нужно наказывать детей, как наказывать детей?

Разные авторы пишут – как не надо наказывать, как плохо наказывать, как вредно наказывать. А как полезно наказывать или нужно ли вообще это делать вопрос остается закрытым и вызывает трудности у родителей.

  1. Наказание — комплекс неких посланий, воздействий, которые мы имеем в своем опыте и передаем дальше.Если человека в детстве пороли, то первое, что ему хочется сделать — это поддать или выпороть.  Этот опыт у многих он не ассимилирован, не пережит. То есть если бы  сел подумал  и вспомнил, как мне было больно, не приятно,  и я как то пережил с кем-то поделился, я бы освободился от этого опыта и мог создать какой то новый.
  2. Часто утрачивается цель наказания. Все хорошо знают средства, но мало кто помнит зачем. 

Например, цель: блокировать какое-либо поведение, причем плохим поведение становится в определенном контексте. Потому, что если ребенок бьет кого-то на ровном месте – это плохо, но если его жизни что-то угрожает, на него напали, то бить в ответ – это способ защитить себя. Поэтому нет однозначно плохого или хорошего поведения. Если мы какое-то поведение блокируем, мы можем причинить большой вред, опасность для человека.  А, кроме того, мы нарушаем главный принцип, человек создан свободным и если мы блокируем поведение, то мы его роботизируем  он уже не свободен выбирать, он просто не может этого делать.

  • В наказании отсутствует обратная связь, когда родитель наказывает, у него есть своя проекция или предположение к чему это приведет. Но есть особенность детского восприятия, есть просто восприятие и у разных людей оно разное. И ребенок часто получает не тот опыт, который мы хотим ему дать. Например, ребенок из карманов ворует деньги. Родитель это заметил, отругал, накричал, надрал уши. Какой опыт вынес ребенок, как правило,  что нужно не попадаться. Не в смысле, что плохо воровать, а в смысле, что больно стало или неприятно стало и лучше в следующий раз не попадаться. И после, когда у ребенка спрашивают, он говорит «Понял, понял…», только отстань. А что он понял? Какой вывод он сделал, и какой опыт поучил? Часто оказывается не понятным и неизвестно достигнута ли цель тогда?! А главное, что в большинстве случаев он совершенно не тот. Например, что «взрослый сильный и когда я вырасту я тоже буду сильный, и у сильного власть», «лучше надо прятаться, чтобы не попадаться».
  • Часто наказание, как метод воспитательного воздействия подменяется эмоциональной реакцией. Понятное дело, что когда ребенок нарушает наши потребности, наши убеждения своим поведение, то у нас возникает гнев, для того чтобы защититься, это защитная реакция. И из этого гнева мы на него кричим, шлепаем, даем подзатыльник. И для того, чтобы не испытывать стыд и вину за свое поведение, мы называем это наказание. Это не имеет никакого отношения к наказанию. Это эмоциональная реакция по защите своих потребностей или убеждений, которые мы так импульсивно проявляем в адрес ребенка.

Наказание — это продуманный, целенаправленный процесс воспитания. Мы хотим ребенка социализировать, привить ему какие-то ценности общества, научить его быть адаптированным в этом обществе. Это не эмоциональный процесс, скорее продуманный и подобранный инструмент.

Слово Наказание происходит от слова Наказ — «на»- направление передачи информации от одного к другому, а «каз»- разговоры или послание. Близко по смыслу слову наказание — это Наставление.  

В завершении приведу пример, как алгоритм действия: на детской площадке один ребенок отнял машинку у другого, другой разозлился и ударил его. Что мы можем сделать? Первое, это начать говорить с этим ребенком. И первый шаг помочь ему понять мотивы, актуализировать чувство, которое его подтолкнуло на этот поступок. Это действие было сделано ребенком под побуждением раздражение и гнева. И нам нужно спросить ребенка, зачем он это сделал. «Он отнял мою машинку, я разозлился». «Да, действительно, ты разозлился, потому что когда отнимают твои вещи, это очень злит». И таким образом, мы принимаем и эту часть чувств, ребенок может их прожить с нами. Он будет готов смотреть на это по-другому. До тех пор, когда он злится, его действия для него выглядят вполне адекватно. Когда он эту злость принял, мы можем сказать «Ну хорошо, конечно отнимать машину не хорошо, и ты разозлился, но вот то, что ты ударил, смотри, что происходит. Тот мальчик плачет, у него нос разбит, и что ты чувствуешь к нему?» И тогда, когда его гнев прожит, он может почувствовать к другому жалость, сочувствие и у него может пробудить мотив исправить. Дальше уже можно сказать: «Ну, подойди, попроси прощения или конфеткой угости». Психолог Старцева Екатерина Сергеевна.

Агрессия дана нам природой как такой защитный механизм, который нас оберегает и защищает. Но при этом, если ребенок начинает проявлять ее в непривычных обстоятельствах или слишком часто или бурно, это такой сигнал о том, что у ребенка не все в порядке в его внутренней жизни. У него есть какая-то сложность или проблема, или что-то он не понимает и таким образом с помощью агрессии он сигнализирует родителям и окружающим о том, что он нуждается в помощи.

Почему агрессия может возникать? Каковы причины ее возникновения?

Причин может быть много, но мы остановимся на основных, с которыми чаще всего приходят родители. При этом же, у ребенка может быть совсем особая причина (не из тех, о которых пойдет речь в  статье), по которой он проявляет свою агрессию:

  1. Первая причина, которая часто забывается врачами, педагогами, родителями – что причина агрессии может иметь в своей основе какие-то соматические проблемы у ребенка. Дело в том, что природой так устроено, что созревание нервной системы начинается во внутриутробном периоде, когда ребеночек еще не родился и продолжается после рождения ребенка, практически до взрослого возраста. И есть еще такой феномен, как неравномерность созревания нервной системы, т.е. вся нервная система в общем-то созревает не равномерно. И очень часто, те зоны коры головного мозга, которые отвечают за самоконтроль, за саморегуляцию-они созревают немного позже, чем у других детей. И ребенок продолжает демонстрировать какие-то агрессивные реакции там, где уже вроде бы должен вести себя по взрослому и спокойно. И надо понимать, что если причина агрессии как раз лежит вот в этой недозрелости  зоны, отвечающей за саморегуляцию, то бесполезно ребенку что-то объяснять, как нужно себя вести, бесполезно его наказывать, бесполезно ставить его в какие-то рамки. Нужно относиться к этому с пониманием, где-то мягко корректировать. Но постараться не вогнать его в жесткие рамки, что он все время плохой. Если он физически себя просто не может сдержать в некоторые моменты и проявляет эту агрессию, то заставить его вы тоже не сможете. У него просто не сформированы те механизмы, которые отвечают за саморегуляцию, саморегуляцию своей агрессии, за регуляцию своей эмоциональности. Тут, конечно, нужно опираться на консультации у психолога, консультации у неврологов и невропатологов. Обычно, вот эти проблемы замечаются родителями в раннем возрасте, но бывает такое, что и взрослый ребенок это проявляет. И у него не дозрели те части, которые отвечают за саморегуляцию. Надо понимать, что это не патология, это вариант нормы. И относиться к этому спокойно.
  2. Очень часто это реакция на какое-то травматическое событие, которое произошло в жизни ребенка. При чем, внешне для родителей это может не выглядеть травматическим событием, но ребенок очень глубоко переживает, то, что произошло. Какой-то резкий испуг, какое-то событие, нарушившее его обычный уклад, и ребенок начинает прорабатывать эту внутреннюю травму тем, что пытается защититься, Защищается он с помощью агрессии. И это тоже нужно отслеживать, что происходит с ребенком, почему он резко изменил свое поведение, почему он начал проявлять агрессию? Не было ли каких-то событий, которые могли спровоцировать его на это? Доказано, например, что у жертв сексуального насилия агрессивность очень резко повышается и очень резко меняется поведение – очень даже спокойные дети, абсолютно не агрессивные, начинают очень ярко ее проявлять. Травматическое событие, на самом деле, может быть любым: напугала собака — резко выскочила, споткнулся и упал неожиданно, кто — то резко закричал над ухом. Детская психика очень гибкая и очень ранимая, любое событие, которое нам взрослым кажется не значительным, оно может очень сильно повлиять на его состояние и нанести какую – то психологическую травму.
  3. Так же, причиной того, что ребенок, как следствие проявляет агрессию, может быть отсутствие единства в воспитании родителей и ближайших родственников. Это когда мама и папа пытаются воспитать ребенка по разному. Разными способами и иногда давая разные и совершенно противоречивые послания. Например, мама дает послание, что нельзя злиться, «ты должен находить общий язык с людьми, решать свои конфликты при помощи слов». А папа в это же время, дает послание: «раз ты мальчик, будь мужиком и решай свои проблемы по взрослому – кулаками». И вот этот вот конфликт в ребенке нарастает и он эту агрессивность начинает проявлять везде, где даже не самая подходящая ситуация для этого. Начинает ее проявлять на родителей, например, даже на маму, на папу.  Иногда бывает конфликт в линии воспитания не только у родителей, но и родитель и бабушки, дедушки. Потому что у бабушек и дедушек одно представление как нужно воспитывать ребенка, у мамы и папы совсем другое. Вот этот конфликт линии воспитания дает ребенку ощущение, что мир на самом деле не очень устойчив, что «ко мне предъявляются разные требования, мне говорят абсолютно противоречивые и разные вещи» и чтобы с этим справиться ребенок начинает искать свой способ защиты – агрессию. Причем, в этом случае эта агрессия проявляется на родителей, на значимых взрослых. Конечно, это вызывает много тревоги и непонимания, что происходит с ребенком?! Вроде все благополучно, все прекрасно, но когда начинаешь разбираться в семейной истории и семейных взаимоотношениях, выясняется, что и между родителями может быть конфликт и между старшими родственниками и родителями может быть конфликт. И этот конфликт, таким образом, отражает поведение ребенка.
  4. Причина, про которую очень много сейчас говорят и педагогические работники и чиновники от образования, все, чья работа связана с детьми — это то, что информационный фон нашей жизни сейчас очень агрессивный. С экранов телевизоров, с компьютерных экранов льется очень много такой вот жестокости и жестоких посланий. И тут надо очень четко смотреть и фильтровать, чем ваш ребенок занят, когда смотрит телевизор. По возрасту ли те мультики, которые смотрит ребенок, сможет ли его психика справиться с тем посланием жестокости, которая может идти с экрана телевизора. Потому что есть еще такой феномен, сейчас очень много мультиков снимается с расчетом на взрослую аудиторию. Например, в аниме очень много направлений, которые рассчитаны на взрослую аудиторию, а не на детскую. И ребенок просто не может с этим справиться и адекватно оценить, действительно это можно использовать как способ общения с другими людьми или этот на самом деле способ не подходит. Потому, что он маленький, он не может адекватно, в некоторых моментах, оценивать правду ему говорят с экранов телевизоров или нет. То есть тут важно понимание того, что ребенок не совсем может справиться. Даже сели это очень ярко, красиво, занимательно и он сидит перед экраном, открыв рот, и не хочет оттуда никак отходить. И будет говорить, что это самый любимый его мультик. И иногда приходится проявлять такую вот авторитарность. Не всегда, но приходится.
  5. Часто причиной агрессивных проявлений у ребенка является агрессия родителей. Причем родители, как могут демонстрировать какое – то агрессивное поведение (часто вступать в конфликты с другими, как то нелестно высказываться, показывать какую – то косвенную агрессию по отношению к миру), так и родители могут проявлять агрессию и по отношению к ребенку. Как прямую – физическими наказаниями, так и косвенную – давая ему какое – то послание, что ты здесь не имеешь права голоса, ты здесь не так уж и важен, твоя жизнь не имеет какой – то ценности. Да, может это прямо не говорится, но косвенно какими – то уничижающими фразами, каким – то авторитаризмом очень сильным, очень сильным давлением. И вот это агрессивное поведение ребенком перенимается, как вообще единственный способ контакта с другими. И он начинает общаться при помощи драки. «Я сейчас подойду, Петю ударю, и это будет не акт выражения не приязни, а способ завязать разговор». Понятно, что Петя от этого не в восторге, особенно если он воспитывается по другим правилам.

Хочу поделиться одним способом, который довольно часто снимает уровень агрессивности у детей. Но хочу сразу оговориться, что он работает не всегда и не во всех случаях. Потому, что понятно, каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Введение, каких то семейных правил, которые не только проговариваются и обговариваются с детьми, но и записаны где – то, очень упрощает жизнь и родителям и детям. Но не ждите, что ребенок сразу же начнет выполнять эти правила, про них нужно какое – то время напоминать. «Пожалуйста, дорогой, ты следи за правилами. Помни, что у нас в семье принято так..». И каждый раз, когда ребенку удается себя сдержать, удается целый день соблюдать эти правила, сначала день, потом два, родители это сразу же должны отмечать, говорить «мы видим как ты стараешься, это так здорово, что у тебя это получается. Да, иногда, ты забываешь об этом правиле, но ты стараешься. И у тебя будет это получаться все лучше и лучше». Давать ребенку позитивное направление, мотивацию: если сейчас не получается, то в дальнейшем это будет все лучше и лучше и обязательно все получится. Потому что негативная мотивация, когда ругают и говорят «не надо так делать, ты плохой, ты плохо поступаешь», она очень часто не срабатывает. Лучше всего работает позитивная мотивация, когда отмечаются успехи, а не когда отмечаются не успехи и неудачи.

Хочется также затронуть тему наказания, как оно влияет на развитие агрессии у детей.  Что вы знаете о наказание?! Как это происходит у вас? или должно происходить?

Наказание в процессе воспитания, как инструмент.

Такая сложная тема, про нее очень мало написано в литературе. Постоянный вопрос нужно или не нужно наказывать детей, как наказывать детей?

Разные авторы пишут – как не надо наказывать, как плохо наказывать, как вредно наказывать. А как полезно наказывать или нужно ли вообще это делать вопрос остается закрытым и вызывает трудности у родителей.

  1. Наказание — комплекс неких посланий, воздействий, которые мы имеем в своем опыте и передаем дальше.Если человека в детстве пороли, то первое, что ему хочется сделать — это поддать или выпороть.  Этот опыт у многих он не ассимилирован, не пережит. То есть если бы  сел подумал  и вспомнил, как мне было больно, не приятно,  и я как то пережил с кем-то поделился, я бы освободился от этого опыта и мог создать какой то новый.
  2. Часто утрачивается цель наказания. Все хорошо знают средства, но мало кто помнит зачем. 

Например, цель: блокировать какое-либо поведение, причем плохим поведение становится в определенном контексте. Потому, что если ребенок бьет кого-то на ровном месте – это плохо, но если его жизни что-то угрожает, на него напали, то бить в ответ – это способ защитить себя. Поэтому нет однозначно плохого или хорошего поведения. Если мы какое-то поведение блокируем, мы можем причинить большой вред, опасность для человека.  А, кроме того, мы нарушаем главный принцип, человек создан свободным и если мы блокируем поведение, то мы его роботизируем  он уже не свободен выбирать, он просто не может этого делать.

  • В наказании отсутствует обратная связь, когда родитель наказывает, у него есть своя проекция или предположение к чему это приведет. Но есть особенность детского восприятия, есть просто восприятие и у разных людей оно разное. И ребенок часто получает не тот опыт, который мы хотим ему дать. Например, ребенок из карманов ворует деньги. Родитель это заметил, отругал, накричал, надрал уши. Какой опыт вынес ребенок, как правило,  что нужно не попадаться. Не в смысле, что плохо воровать, а в смысле, что больно стало или неприятно стало и лучше в следующий раз не попадаться. И после, когда у ребенка спрашивают, он говорит «Понял, понял…», только отстань. А что он понял? Какой вывод он сделал, и какой опыт поучил? Часто оказывается не понятным и неизвестно достигнута ли цель тогда?! А главное, что в большинстве случаев он совершенно не тот. Например, что «взрослый сильный и когда я вырасту я тоже буду сильный, и у сильного власть», «лучше надо прятаться, чтобы не попадаться».
  • Часто наказание, как метод воспитательного воздействия подменяется эмоциональной реакцией. Понятное дело, что когда ребенок нарушает наши потребности, наши убеждения своим поведение, то у нас возникает гнев, для того чтобы защититься, это защитная реакция. И из этого гнева мы на него кричим, шлепаем, даем подзатыльник. И для того, чтобы не испытывать стыд и вину за свое поведение, мы называем это наказание. Это не имеет никакого отношения к наказанию. Это эмоциональная реакция по защите своих потребностей или убеждений, которые мы так импульсивно проявляем в адрес ребенка.

Наказание — это продуманный, целенаправленный процесс воспитания. Мы хотим ребенка социализировать, привить ему какие-то ценности общества, научить его быть адаптированным в этом обществе. Это не эмоциональный процесс, скорее продуманный и подобранный инструмент.

Слово Наказание происходит от слова Наказ — «на»- направление передачи информации от одного к другому, а «каз»- разговоры или послание. Близко по смыслу слову наказание — это Наставление.  

В завершении приведу пример, как алгоритм действия: на детской площадке один ребенок отнял машинку у другого, другой разозлился и ударил его. Что мы можем сделать? Первое, это начать говорить с этим ребенком. И первый шаг помочь ему понять мотивы, актуализировать чувство, которое его подтолкнуло на этот поступок. Это действие было сделано ребенком под побуждением раздражение и гнева. И нам нужно спросить ребенка, зачем он это сделал. «Он отнял мою машинку, я разозлился». «Да, действительно, ты разозлился, потому что когда отнимают твои вещи, это очень злит». И таким образом, мы принимаем и эту часть чувств, ребенок может их прожить с нами. Он будет готов смотреть на это по-другому. До тех пор, когда он злится, его действия для него выглядят вполне адекватно. Когда он эту злость принял, мы можем сказать «Ну хорошо, конечно отнимать машину не хорошо, и ты разозлился, но вот то, что ты ударил, смотри, что происходит. Тот мальчик плачет, у него нос разбит, и что ты чувствуешь к нему?» И тогда, когда его гнев прожит, он может почувствовать к другому жалость, сочувствие и у него может пробудить мотив исправить. Дальше уже можно сказать: «Ну, подойди, попроси прощения или конфеткой угости». Психолог Старцева Екатерина Сергеевна.